Н. И. Галеева
главная страница Печатные работы, статьи, посвященные ТТС Приглашаем Вас Предложения, отзывы
Рецензия на книгу «Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением» (под редакцией Е. А. Поклитара, М. А. Раскиной. - Одесса: Астропринт, 2007, 232 с.)

В книге собраны опубликованные прежде статьи одесских специали-стов (с 1983 по 2007 годы) о методе «Терапия творческим самовыражением (ТТС)» М. Е. Бурно. Это одна из книг, рассказывающая довольно подробно о Терапии творческим самовыражением. Одесские врачи, педагоги считают, что метод ТТС имеет гуманитарно-культурологические возможности, явля-ясь универсальным методом самоутверждения и духовного роста человека в творческой деятельности. ТТС - это отечественный клинико - психотерапев-тический метод, в основе которого лежат три завета древних философов: Nosce te ipsum (Познай самого себя), Suum cuique (Каждому свое), Viresque acquirit eyndo (Обрети силы в движении). Однако познание себя и других идет здесь через достаточно глубокое изучение душевных особенностей с поиском своего сильного и слабого, дабы стать в жизни одухотворенным творческим самим собой - делать то, что у тебя получается больше, чем дру-гое, и лучше, чем у многих других.
Врач, доцент Евгений Антонович Поклитар - руководитель Одесского центра Терапии творческим самовыражением.
В первой главе «Эволюция терапии Творческим самовыражением в Одессе» рассказывается о пути в Одессе с 1982 года метода ТТС - от кли-нической до гуманитарно- культурологической предназначенности метода. День за днем одесские специалисты (психотерапевты, невропатологи, фтизи-атры, эндокринологи, психогигиенисты, психологи, педагоги, социальные работники и др.) внедряли метод в жизнь Одессы. Специалисты пришли к выводу, что метод помогает стать людям образованнее и нравственнее, фор-мируя их творческую индивидуальность. По существу лечение здесь стано-вится частью культурной жизни человека. В этой главе одесские специали-сты пишут и о внелечебных возможностях, ветвях Терапии творческим само-выражением, подчеркивают гуманитарно-культурологический уклон ТТС.
Во второй главе речь идёт о психотерапевтической работе одесских врачей больниц, санаториев, центров здоровья, стационаров, лечебно - про-филактических учреждений для хронических больных детей и взрослых, а также врачей частной медицинской практики. Например, Е. А. Поклитар, О. Н. Нерсесян, В. В. Филюк, А. Е. Штеренгерц, Н. Б. Гажий, Е. Н. Старшинова и дригие успешно помогали с помощью этого метода больным туберкулезом, Я. Н. Воробейчик и Л. Н. Зайцева - больным хроническим алкоголизмом, Ю. Д. Иващук - кардиологическим больным, А. Р. Терлецкий - больным с сома-тоформными расстройствами желудочно-кишечного тракта. Т. А. Унанов применял метод в комплексном лечении школьников со сколиозом. Им пред-ложена «Программа краткосрочного варианта ТТС для лечения сколиоза у детей». И. Ю. Иващук описывает опыт применения ТТС в лечении больных сахарным диабетом, предлагая свою программу занятий.
Как педагогу-психологу мне особенно интересна третья глава. В ней говорится о применении терапии ТТС в обучении и воспитании. Т. Е. Кон-рад - Вологина, Е. А. Поклитар, А. В. Лупол описали свой опыт использова-ния ТТС в школе для формирования творческой индивидуальности учащих-ся. Академик Е. А. Штеренгерц использовал метод в работе с душевно здо-ровыми детьми в неврологических санаториях. Доцент - педагог В. И. Ян внедрил ТТС в преподавание литературы на педагогическом факультете Южноукраинского института им. К. Д. Ушинского. Доцент В. И. Ян помога-ет студентам глубже проникать в характеры, переживания героев классиче-ских произведений, изучая со студентами элементы характерологии. И. Б. Понамарева включила элементы ТТС в программу занятий по истории Ук-раины для более глубокого понимания душевных особенностей государст-венных деятелей и граждан. Автор убеждена в том, что история человечества - это во многом история личностей, характеров.
Многие одесские специалисты убедительно показывают что, используя метод Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в системе образо-вания, возможно легче решить следующие задачи: воспитание экологической культуры; поиск своего жизненного пути; выбор профессии сообразно при-роде своего характера; удовлетворение душевных и духовных устремлений; помощь в творческих исканиях; адаптация ребенка к социальной среде с уче-том его природных индивидуальных особенностей; повышение в целом творческого потенциала с помощью познания себя и мира.
Занятия ТТС помогают детям познавать законы естествознания, ожив-ляют стремление защищать окружающую среду, могут предупреждать нар-команию, токсикоманию, алкоголизацию. Благодаря инициативе одесских специалистов по применению и использованию ТТС со здоровыми детьми, подростками, студентами, многие психологи и педагоги, в том числе и я, по-лучили возможность не только внедрять метод, предложенный Марком Ев-геньевичем Бурно, но и самим творить, придумывать, разрабатывать, органи-зовывать, экспериментировать, интегрировать. За эту предоставленную воз-можность, я хотела бы поблагодарить всех исследователей Одессы в области ТТС и самого автора школы ТТС М. Е. Бурно.
В четвертой главе знакомимся с одесским опытом применения ТТС в социальной работе. Л. В. Кофман, А. П. Коваленко, А. К. Геник, Е. А. Покли-тар красной нитью проводят идею о том, что ТТС - есть одновременно фи-лософское учение, объясняющее индивидуально - личностные, культураль-ные и социологические феномены человека. ТТС, вобравшая в себя идеи Фалеса, Сократа, Платона, неразрывно связана с философией, проистекает из незыблемых философских учений (Л. В. Кофман, 2003). Важно познакомить-ся и с одесской концепцией характерологической экологии человека.
Меня поразила статья Е. А. Поклитара «Человек достроенный и Тера-пия творческим самовыражением». Всемирно известный психофизиолог И. М. Фейгенберг, автор концепции вероятностного прогнозирования, полагает, что Человек Разумный, благодаря достройке своего вида, открытиями совре-менной науки и техники, стал Человеком Достроенным. Однако чтобы вы-жить в нашем трудном и опасном мире, он должен стать еще Человеком Ра-зумнейшим Достроенным.
Е. А. Поклитар убежден, что развитию концепции Человека Разумного Достроенного может серьезно способствовать Терапия творческим самовы-ражением. Е. А. Поклитар утверждает, что благодаря духовной, гуманитарно-культурологической направленности ТТС, человек формируется в гармони-чески развитую личность, в Человека Нравственного, Человека Разумнейше-го Достроенного. И миссия Терапии творческим самовыражением - одухо-творенно помогать человеку вносить в свою жизнь Красоту и Добро, сколько он может.
Пятая глава рассказывает о ТТС в религиозной медицине. Главное здесь то, что ТТС помогает человеку, предрасположенному к религиозной вере, найти свой путь к Богу. Р. И. Колесникова, Е. А. Поклитар, М. А. Рас-кина, А. П. Коваленко рассказывают об успешности использования элемен-тов религии в психотерапии. Подробно описывают историю взаимопроник-новения религии медицин, останавливаясь на психопрофилактических аспек-тах морально-этических принципов религий мира, усматривая в них меха-низмы психологического характера, формирующие у верующих такие анти-стрессовые свойства личности, как любовь к людям, привязанность к семье и отечеству, совесть, оптимистическое представление о смысле жизни. Порою, врачи бывают, бессильны, и здесь может прийти на помощь молитва. В рабо-те Е. А. Поклитара «Сила веры» я с интересом читала о профессиональном становлении автора. Будучи юным санитаром, он исполнял обязанности не только дежурной медицинской сестры, но и священника. По окончании мед-института, Евгению Антоновичу, украинскому врачу, не раз в своей практике приходилось обращаться к молитве. С интересом ознакомилась я с основами религиозной терапии, представленной Е. А. Поклитаром и М. А. Раскиной. Подробно и глубоко описана история формирования одесской концепции христианской психогигиены. Программа Семинара христианской психоги-гиены, разработанная покойной Анной Кирилловной Геник, основывается и на элементах ТТС. Е. А. Поклитар и М. А. Раскина считают, что ТТС созвуч-на проблемам духовного совершенствования.
В шестой главе рассказывается о специальных методиках, работающих в ТТС - тест Люшера, как критерий оценки надежности метода ТТС (Е. А. Поклитар, Э. М. Псядло), фотографическая психодиагностика в группах творческого самовыражения (И. Е. Цвигуненко), показатели системы орга-низма как критерий оценки эффективности ТТС (В. Н. Княжева), психодиаг-ностика творческим фотографированием (И. Е. Цвигуненко, В. М. Зулкарна-ев, А. В. Зильберт), творческая спицетерапия (М. А. Раскина). А. В. Зильберт описал интересный личный опыт творческого общения с природой.
В конце этой книги Е. А. Поклитар публикует адресованное ему пись-мо Иосифа Моисеевича Фейгенберга. В конце этого письма сказано: «Разум-ность человека - это не только этика. Это и понимание им сиюминутной си-туации, и понимание прогноза - как эта ситуация будет вероятнее всего раз-виваться. И, конечно, чувство ответственности перед собственной совестью, перед окружающими людьми, перед потомками. Поэтому образование и вос-питание нынешнего поколения - база, на которой должна быть построена жизнь будущих поколений. И роль хорошо поставленной Терапии творче-ским самовыражением в этом деле очень заметна».
Заканчивая свое путешествие в Одесскую школу ТТС, скажу следую-щее. Книга, безусловно, являет собою бесценный и важный для нас итог мно-голетней работы большой группы специалистов в Терапии творческим само-выражением. Книга будет полезна не только врачам, психологам, педагогам, но и широкому кругу читателей. Большое человеческое спасибо всем одес-ским специалистам, работающим в ТТС. Я и сама с охотой и радостью зани-маюсь ТТС в своем деле.



Hosted by uCoz